Экономь с нами

Экономьте до 30% при бронировании товаров в аптеках.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей 02/03/2021

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

Многие дети очень активны и невнимательны в юном возрасте, им сложно учиться и усидеть на одном месте. Энергия у маленьких детей не заканчивается даже поздним вечером. Это считается нормой. Заподозрить некое неврологическое расстройство у такого ребенка можно лишь с началом учебы, когда преподаватели регулярно жалуются на успеваемость и поведение юного ученика. И в некоторых случаях родители сталкиваются с неприятной неожиданностью в виде диагноза СДВГ.

Что такое СДВГ? Как отличить «плохое» поведение ребенка от симптомов СДВГ? Почему возникает это заболевание? Какие варианты лечения эффективны? Проходит ли СДВГ с возрастом?

     СОДЕРЖАНИЕ:

 

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью считается распространенным заболеванием, особенно в западных странах, которое поражает около 8-10% детей и 2,5% всего взрослого населения мира. Чаще оно встречается у мальчиков, чем у девочек в соотношении 1:4. Это может быть связано с тем, что у мальчиков более ярко выражена компонента гиперактивности, позволяющая легче диагностировать СДВГ. 

В последние годы многие исследования показали рост заболеваемости СДВГ во многих западных странах. Но существуют разногласия относительно того, связан ли рост этого показателя с повышением осведомленности о данном заболевании или с различными характеристиками западного образа жизни.

распространение сдвг

Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности?

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это группа нарушений развития нервной системы, которые появляются в детстве и характеризуются трудностью концентрации и поддержания внимания, гиперактивностью и импульсивностью, которые отклоняются от нормы. Расстройство было описано еще в 18 веке, а его первое систематизированное научное описание появилось в 1902 году.

Ребенка с СДВГ часто считают непослушным, неряшливым, ленивым и даже глупым. О нем часто можно услышать такие фразы, как «он не может усидеть ни минуты» или «он неуправляемый». Но важно понимать, что это не его выбор, просто его мысли блуждают без его разрешения. Мозг ребенка просто не может правильно связать все события и долго удерживать внимание на одной задаче.

Малыш одновременно видит множество стимулов и относится к ним одинаково. Он не может выделить один стимул и сосредоточиться только на нем, игнорируя другие. Школьнику трудно долго сидеть в классе и слушать учителя, не обращая внимания при этом на все остальные отвлекающие факторы в классе. Это также затрудняет выполнение какой-либо монотонной деятельности, например чтение книги, пассивное сидение в классе и т.д. Даже при большом интересе к делу (игра на компьютере или просмотр телевизора) не обходится без трудностей с вниманием.

Это серьезное неврологическое расстройство, которое при отсутствии лечения может нанести серьезный ущерб функционированию и здоровью человека, а также сопровождается значительным количеством сопутствующих заболеваний, особенно в поведенческой и психической сферах. 

Существует заблуждение, что болезнь пройдет с возрастом. Многочисленные исследования доказали, что СДВГ сопровождает человека на протяжении всей жизни, однако симптомы становятся менее выраженными. Кроме того, он характеризуется значительным количеством сопутствующих заболеваний.

В целом, СДВГ представляет собой расстройство, очень близкое к нормальному функционированию ребенка, однако оно может причинять значительные страдания самому юному пациенту и его окружению. Именно эта особенность делает это расстройство таким трудным для диагностики и лечения.

сдвг

Механизм заболевания

Синдром дефицита внимания и гиперактивности имеет доказанную и известную биологическую основу. В различных исследованиях визуализации было обнаружено, что нарушение структурно связано с лобными долями, особенно с правой лобной долей, и сосредоточено на лобно-полосатом круге. Исследования, изучающие функцию, показали относительное снижение использования сахара и потребления кислорода в ситуациях, требующих концентрации в этих областях мозга. 

В большинстве случаев заболевание является результатом химического дисбаланса или дефицита определенных нейротрансмиттеров в головном мозге. Эти химические вещества помогают мозгу регулировать поведение и ответственны за внимание. Доказано, что два нейротрансмиттера (адреналин и дофамин) задействованы в возникновении нарушения. Среди прочих упоминаются серотонин и норадреналин. 

Дофамин – особенно важный нейротрансмиттер, выполняющий множество функций во многих областях мозга. Была обнаружена менее эффективная передача и менее эффективное всасывание во время межклеточной передачи. Снижение уровня дофамина приводит к нарушению выполнения задач, ухудшает способности самоорганизовываться, концентрироваться, управлять многими действиями. Такую ситуацию можно сравнить с игрой оркестра без дирижера, когда каждый из музыкантов умеет исполнять свою роль в произведении, но из-за отсутствия дирижера, координирующего их, получается какафония. Именно это происходит в сознании людей, страдающих СДВГ.

Классификация 

СДВГ принято разделять на несколько видов:

  • Преимущественно невнимательный (без гиперактивности) – характеризуется большими трудностями с вниманием, выполнением задач и следованием правилам. Это сложно диагностируемый тип, который чаще встречается у девочек.
  • Преимущественно гиперактивный/импульсивный – проявляется в слишком активном, несдержанном и резком поведении, включая вмешательство в разговор других людей, трудности с ожиданием в очереди. Характерны также трудности с концентрацией и вниманием. Это наиболее часто выявляемый тип заболевания, который чаще встречается у мальчиков.
  • Комбинированный – представляет собой комбинацию двух типов и является наиболее распространенным типом. 

синдром дефицита внимания гиперактивности

Симптомы СДВГ

Проявления синдрома гиперактивности и недостатка внимательности влияют на все сферы жизни. Они мешают учебе и межличностным отношениям, вызывают неуверенность в себе. Основные симптомы делятся на две основные группы: невнимательность и гиперактивно-импульсивное поведение.

Симптомы недостатка внимания:

  • Ребенок часто не обращает внимания на детали или совершает ошибки в школе или при других занятиях;
  • Сложно удерживать внимание долгое время на любой деятельности (играх, разговорах, просмотре телевизора, учебе);
  • Часто кажется, что он не слушает, когда к нему обращаются, даже при отсутствии явного отвлечения;
  • Не следует правилам и испытывает трудности с выполнением любых заданий;
  • Трудности с организацией задач и мероприятий, например с трудом поддерживает порядок в своей комнате, внешнем виде, не следит за временем;
  • Не любит или не хочет заниматься деятельностью, требующей длительных умственных усилий, например, домашним заданием;
  • Часто теряет вещи, такие как ручки, карандаши, тетради;
  • Часто отвлекается на внешние раздражители.

По крайней мере 6 из этих признаков необходимы в рамках клинической диагностики расстройства у детей и подростков до 16 лет. Каждый симптом должен присутствовать не менее 6 месяцев.

Симптомы гиперактивности-импульсивности:

  • Малыш не может спокойно сидеть или играть, он нервно ерзает, хаотично двигает руками и ногами;
  • Часто встает со стула в ситуациях, когда должен сидеть, например, в классе;
  • Склонен бегать и лазать в неподходящих ситуациях;
  • Не может спокойно играть или заниматься досугом;
  • Ведет себя слишком энергично в неподходящих местах и ситуациях;
  • Склонны преувеличивать при описании событий;
  • Склонны отвечать еще до того, как вопрос будет задан до конца или перебивать разговаривающего;
  • Особый дискомфорт приносит ожидание в очереди;
  • Часто беспокоит других людей, использует чужие вещи без разрешения;
  • Часто разговаривает без умолку.

Для постановки диагноза необходимо не менее 6 вышеуказанных признаков у детей и подростков до 16 лет, длящихся не менее полугода. 

Симптомы СДВГ обычно выявляются в возрасте 12 лет, хотя иногда родители и учителя ретроспективно указывают, что они появлялись в более юном возрасте. У некоторых детей симптомы могут быть обнаружены уже в возрасте 3-х лет. Важно отметить, что они могут сильно отличаться по степени выраженности и интенсивности у разных детей и даже у одного и того же ребенка в разные периоды и разных ситуациях. Характер проявления признаков также меняется с возрастом.

симптомы сдвг

Синдром дефицита внимания и гиперактивности: причины 

Хотя точные причины развития СДВГ до сих пор неизвестны, многие исследователи уверены, что причины сочетают в себе биологические компоненты и иногда даже генетическую предрасположенность, которая сопровождается последующими психологическими и социальными поведенческими реакциями в соответствии с воздействиями окружающей среды. Признавая, при этом, что фактор окружающей среды наиболее важен для усиления или угасания симптомов расстройства. 

  • Генетический фактор. Предполагается, что основная причина синдрома гиперактивности является генетической. Было обнаружено, что он может передаваться из поколения в поколение и у людей с этим расстройством риск передачи его будущим поколениям составляет от 75% до 80%. То есть вероятность передачи от поколения к поколению возрастает.
  • Факторы окружающей среды. Различные факторы окружающей среды увеличивают риск развития заболевания у детей, включая воздействие свинцовых игрушек или паров свинца. Высокий уровень свинца в крови у детей увеличивает риск СДВГ в 2,3 раза.
  • Факторы внутриутробного развития. Осложнения во время беременности и родов, такие как внутриутробное заражение инфекциями (особенно в первом триместре) были связаны с началом заболевания в более позднем возрасте. Риск возникновения повышается в 2-3 раза даже при незначительном дефиците гормонов щитовидной железы у матери, при родах раньше срока даже на одну-две недели, при наличии ожирения у матери даже до беременности. Курение и алкоголь также повышают риски заболевания у плода. 
  • Психосоциальные факторы. У детей с эмоциональной депривацией, которые стали жертвами насилия, часто наблюдаются дефицит внимания и гиперактивность, например, детей из детских домов. Другая социальная причина – это степень жесткости и социальных требований. Чем более технологически развито общество, тем дольше потребуется период обучения и подготовки малыша. Установлено, что жесткие требования со стороны родителей, негативное отношение и множественные наказания также связаны с ухудшением симптомов.

причины сдвг

Осложнения и сопутствующие заболевания

Многочисленные исследования показали, что СДВГ увеличивает риск других хронических состояний и сопутствующих заболеваний. Согласно данным, от 50 до 80% детей с расстройствами аутистического спектра также имеют признаки синдрома, а также 25% детей с эпилепсией. Данное заболевание часто сопровождается другими психическими расстройствами, в том числе неспособностью к обучению, нарушением регуляции настроения, расстройством оппозиционного поведения, поведенческим расстройством, биполярным расстройством и синдромом Туретта, в три раза чаще возникают речевые проблемы. 

Во многих исследованиях синдром дефицита внимания  также был связан с нарушениями сна, включая трудности с засыпанием, беспокойный сон, трудности с пробуждением. Было показано, что невылеченный СДВГ приводит к развитию тревоги и депрессии, суицидальному поведению и склонности к употреблению запрещенных наркотических веществ.

Дети с синдромом недостатка внимания,  как правило, имеют серьезные поведенческие расстройства в школе, чаще попадают в аварии в детстве и подростковом возрасте, страдают от низкой самооценки, склонны к социальной дисфункции и более склонны к алкогольной и наркотической зависимости.

Как диагностируется СДВГ?

Несмотря на хорошую исследованность и понимание биологической основы этого расстройства, на сегодняшний день не разработаны эффективные диагностические инструменты, позволяющие точно ставить диагноз. Очень важно дифференцировать расстройство от различных состояний, некоторых нормальных и некоторых патологических, включая психические расстройства, расстройства адаптации, поведенческие расстройства, нарушения обучаемости, различные физические нарушения, например зрительные или слуховые.

В настоящее время не существует единого исселования, которое однозначно подтверждает или опровергает диагноз СДВГ. 

Часто диагноз основывается на исследовании клинических симптомов  психиатрами, неврологами и педиатрами, специализирующимися на детском развитии. Врачи используют беседы с детьми и родителями, наблюдения за детьми и родителями, поведенческие шкалы, физические, неврологические и когнитивные тесты, анкетирование. В некоторых ситуациях рекомендуется оценить речевые навыки и провести диагностику органов чувств.

Расстройство дефицита внимания и гиперактивности трудно диагностировать в раннем детстве, потому что многие индикаторы диагноза связаны с конкретными школьными условиями обучения. Кроме того, в раннем детстве сложно оценить импульсивность и гиперактивность. Несмотря на это, можно найти детей в возрасте от двух до трех лет, которым трудно удерживать внимание при таких занятиях, как просмотр книжки с картинками вместе со взрослым. При этом, диагноз, установленный в раннем детстве, настолько ненадежен, что в большинстве случаев оказывается неверным через год или два. 

В дошкольных учреждениях также очень сложно отличить синдром дефицита внимания от других эмоциональных проблем и проблем развития. Беспокойство ребенка может указывать на эмоциональное расстройство. Дети, страдающие проблемами внимания в начале начальной школы, имели эмоциональные и социальные проблемы еще в дошкольном возрасте. В детском саду наблюдались трудности во взаимоотношениях с детьми их возраста, экстравертное поведение и проявления тревоги. 

Если вы считаете, что у вашего ребенка синдром дефицита внимания, лучше всего начать с разговора с семейным врачом или педиатром. Также рекомендуется поговорить с его учителями или воспитателями детских садов о проявлении симптомов или необычного поведения.

диагностика сдвг

Лечение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

В настоящее время не существует единого метода лечения СДВГ. Варианты терапии включают поведенческую терапию, прием лекарственных препаратов, поддержку со стороны семьи и преподавателей.  Все методики направлены на уменьшение влияния симптомов на повседневную жизнь и учебу ребенка. 

Медикаментозная терапия

Лекарства являются эффективным способом помочь справиться с симптомами неврологического расстройства у детей, особенно когда они используются в сочетании с поведенческой терапией. Но учитывая сложность заболевания, не существует единой схемы приема препаратов от СДВГ. Основываясь на симптомах, врач самостоятельно подбирает лекарство или комбинацию и устанавливает длительность курса.

Стимулирующие препараты. Наиболее распространенными лекарствами, назначаемыми детям с СДВГ, являются стимулирующие препараты – амфетамины и метилфенидат, отпускаемые строго рецептурно. Они помогают регулировать определенные химические вещества в мозге (дофамин и норэпинефрин) повышая когнитивный контроль и улучшая концентрацию, бдительность и внимание. 

  • Стимуляторы амфетамина: амфетамин, декстроамфетамин, сульфат декстроамфетамина, метамфетамин, димезилат лиздексамфетамина;
  • Стимуляторы метилфенидата: дексметилфенидат, метилфенидат.

Одним из различий между препаратаими является скорость их действия для облегчения симптомов. Стимуляторы короткого действия принимаются по мере появления симптомов и начинают действовать уже через 30 минут. Эффект длится до 6 часов. Стимуляторы длительного действия обладают замедленным высвобождением, иногда выпускаются в виде пластыря, который приклеивается на кожу. Стимуляторы длительного действия могут действовать в среднем от 8 до 12 часов в зависимости от состава.

Нестимулирующие препараты. Хотя нестимуляторы являются эффективными лекарствами для лечения СДВГ, они влияют на мозг иначе, чем стимуляторы, поскольку не выделяют дофамин. Из-за того медленнее показывают результаты, чем стимуляторы. Нестимуляторы часто назначают, если стимуляторы либо не помогли пациенту, либо они не подходят с учетом его истории болезни. К ним относятся:

  • Атомоксетин – селективный ингибитор обратного захвата норепинефрина. Позволяет гормону норэпинефрину оставаться в мозге в течение более длительных периодов времени;
  • Клонидин и гуанфацин – назначаются для лечения высокого кровяного давления и менее эффективно сдерживают симптомы СДВГ.

Побочные эффекты лекарств от СДВГ

Как и у большинства лекарственных средств у данных препаратов есть ряд побочных эффектов. 

Побочные эффекты стимуляторов:

  • Нарушения сна, например бессонница;
  • Снижение аппетита;
  • Потеря веса;
  • Повышенное кровяное давление;
  • Головные боли;
  • Расстройство желудка и тошнота;
  • Головокружение;
  • Раздражительность;
  • Риск зависимости.

Побочные эффекты нестимуляторов:

  • Расстройство желудка;
  • Тошнота;
  • Головокружение;
  • Усталость;
  • Раздражительность и перепады настроения;
  • Головная боль;
  • Проблемы с печенью;
  • Суицидальные мысли.

лечение сдвг

Поведенческая терапия

Поведенческая терапия – важная часть лечения СДВГ. Родители и учителя также проходят терапию и получают инструкции, которые помогут справиться с заболеванием юного пациента. Цель когнитивно-поведенческой терапии заключается в укреплении и поощрении позитивного поведения, одновременно уменьшая или устраняя нежелательное. Например, за спокойное сидение за столом во время еды, малыш получает небольшое вознаграждение. На этом тренинге родители и учителя учатся тому, как хвалить и вознаграждать даже самые незначительные признаки прогресса. С помощью этой терапии ребенок может также научиться выражать свои чувства таким образом, чтобы это не мешало окружающим. 

Здоровье бесценно – берегите себя!
Моя Аптека – с любовью и заботой.


Подписывайтесь на нас в социальных сетях:

Чтобы не пропустить интересные статьи о здоровье и медицине подписывайтесь на нас в соцсетях