Экономь с нами

Экономьте до 30% при бронировании товаров в аптеках.

Синдром Аспергера у детей: симптомы и лечение 01/06/2021

Синдром Аспергера у детей: симптомы и лечение

Недавнее публичное признание основателя компаний Tesla и SpaceX и мультимиллиардера Илона Маска о своем заболевании привлекло новую волну внимания к синдрому Аспергера. Этот диагноз поставлен и таким знаменитостям, как Стэнли Кубрик (американский кинорежиссер), Энтони Хопкинс (британский актер), Кортни Лав (американская певица), Грета Тунберг (экозащитница). Некоторые специалисты предполагают, что основатель Microsoft Билл Гейтс также имеет признаки подобного психического расстройства.

     СОДЕРЖАНИЕ:

 

Синдром Аспергера – относительно новая категория нарушений развития, но в последние десятилетия изученность его значительно повысилась, что дало возможность лучше понять природу заболевания, более точно диагностировать и применять современные методики лечения не только детей, но и взрослых.

Что же это за расстройство и как оно связано с аутизмом? Как проявляется синдром Аспергера? Есть ли лечение и что делать родителям ребенка с синдромом Аспергера?

грета тунберг синдром аспергера

Синдром Аспергера – что это?

Синдром Аспергера – это одно из расстройств нервного развития аутистического спектра, которое влияет на поведение и способность пациента взаимодействовать с окружающей средой и регулировать сенсорные стимулы. В его рамках наблюдаются отклонения в развитии социальных и коммуникативных навыков, поведенческих и эмоциональных характеристик, отмечаются повторяющиеся модели поведения и ограниченный круг интересов, но при этом уровень когнитивных способностей имеет высокие показатели.

Хотя группа детей с такой клинической картиной была описана с большой точностью еще в 1940 году венским педиатром доктором Хансом Аспергером, синдром впервые был официально признан в только в 1994 году. Аспергер показал в определенной группе детей высокие интеллектуальные способности, но большие трудности в невербальном общении и плохое использование языка тела и тона голоса во время разговора. Он также обнаружил, что эти дети одержимы узким кругом интересов, что позволяет им обладать исключительными навыками в области, в которую они вкладывают все свои ресурсы. Значительная часть этих детей обладала IQ выше нормы.

Свежие исследования показывают, что распространенность недуга составляет около 20-35 на 10 000 детей, а «классического» аутизма – всего 4 из 10 000 детей . При этом мальчиков в этом числе вдвое больше, чем девочек.

В чем отличия от аутизма?

Знание различий между синдромом Аспергера и аутизмом очень важны для правильного развития и оптимального лечения. Одним из определяющих отличий этих расстройств является высокий или нормальный уровень речевых и интеллектуальных способностей. Дети с синдромом обладают ясной речью и ее пониманием, с двухлетнего возраста могут читать и изучать языки, а их память особенно хороша. При аутизме возможности изучения языков сильно ограничены, поэтому процесс сопровождается серьезными дефектами этой способности. Признаки аутизма развиваются в более раннем возрасте, начиная с 2-3 лет.

синдром аспергера у детей

Симптомы болезни Аспергера у детей

Первые признаки синдрома Аспергера проявляются после трехлетнего возраста или в школьном возрасте. Поскольку расстройство имеет широкий спектр симптомов, многим детям часто не ставится диагноз и они просто считаются «странными», «необычными» или ошибочно попадают в категорию детей с СДВГ и эмоциональными проблемами. 

Признаки данного психологического расстройства проявляются в ряде жизненных аспектов, иногда существенно затрудняя социальную и другие сферы жизнедеятельности.

Социальные навыки

Синдром Аспергера влияет на всех детей по-разному, но большинству из них трудно общаться с окружающими и придерживаться тех же кодексов поведения, которые другим кажутся элементарными. 

У детей возникают трудности с установлением социальных связей, они не могут завязать дружеские отношения и испытывают трудности с установлением зрительного контакта, как и большинство детей с заболеваниями аутичного спектра. Также возникают трудности с пониманием невербальных сигналов, им сложно понимать метафоры, языковые тонкости, сарказм, двусмысленность и т.д. 

Хотя таких людей часто считают «живущими в своем собственном мире» и отдающими все внимание только своими интересами, они не стремятся отделиться от общества. Большинство детей, достигнув школьного возраста, выражают желание вписаться в общество и заводить друзей, однако устанавливать эти связи им довольно сложно. Их проблема не в отсутствии взаимодействия, а в отсутствии эффективных методов и инструментов взаимодействий. Некоторые ученые описывают это как «расстройство эмпатии», то есть неспособность «читать» эмоции и ожидания других и реагировать соответствующим образом. В результате социальные ситуации и чувства других людей часто интерпретируются ими неверно, а их реакции воспринимаются окружающими как «странные».

Из-за такого рода социальных трудностей детям с синдромом Аспергера трудно наладить общение со своими сверстниками. Кроме этого, они склонны выражать эмоции крайним и неподходящим образом.

Интеллектуальные способности

Синдром Аспергера характеризуется когнитивными способностями от нормальных до верхних пределов значений IQ. Ребенок может обладать исключительными способностями в математике, программировании, музыке и естественных науках, а также имеет особенно хорошую память. Многие из них очень креативны и в то же время они склонны неадекватно реагировать на разговор или ситуацию. 

Интересы и увлечения

Самая заметная отличительная черта детей с болезнью Аспергера, которая делает их уникальным – это необычные, иногда эксцентричные, области интересов и увлечений. Они проявляют навязчивый интерес и вкладывают много времени и усилий в развитие таких областей, как физика, математика, естественные науки, уникальные аспекты истории или география. Ребенок уже в трехлетнем возрасте может полностью погрузиться в изучении географических карт, конкретных марках машин, поездов, космических кораблей, транспортных линий и других специфических тем, не свойственных для его сверстников. Они имеют тенденцию «застревать» в проблеме и часто благодаря этому находят социальную группу, в которую успешно интегрируются и вносят свой вклад. С другой стороны, такие дети полностью безразличны к интересам своих одногодок.
У многих детей интересы меняются со временем и одна тема заменяет предыдущую таким же всепоглощающим образом. 

синдром аспергера поведение

Язык и речь

Хотя хорошие лингвистические навыки являются отличительной чертой детей с болезнью Аспергера по сравнению с аутическим расстройством, но есть особенности в том, как они их используют. Речь часто звучит слишком конкретно и формально, в ней нет неправильного употребления фраз и сленга, только буквальное и прямолинейное изложение сути.  В результате они чувствуют себя «другими» и изолированными от общества, а иногда действительно страдают от преследований и одиночества, поэтому часто испытывают сильное беспокойство или депрессию.

Для многих детей сложен в понимании и проявлении юмор, трудно понять шутку или посмеяться в подходящем месте, несмотря на то, что некоторые проявляют интерес к юмору и шуткам, особенно к словесным играм. Распространенное мнение о том, что дети с данным психологическим расстройством лишены чувства юмора, ошибочно. 

Особенности поведения

Повторяющееся поведение и соблюдение определенного распорядка дня и ежедневных действий, порой, ритуального поведения также выделяет ребенка с болезнью Аспергера из толпы. Из-за этого ему сложно адаптироваться к новым ситуациям и он с трудом принимает любые изменения в жизни.

Можно заметить специфические особенности поведения у детей с болезнью Аспергера:

  • Стоять слишком близко к другому человеку и непрерывно говорить на определенную тему, не понимая, интересует ли это собеседника;
  • Неспособность смотреть в глаза окружающим. Вместо этого ребенок может сосредоточить свой взгляд на другой части лица или тела собеседника;
  • Использование ограниченного набора мимики;
  • Отсутствие жестикуляции при разговоре; 
  • Дословно и буквально интерпретирует сказанное;
  • Трудности с пониманием шуток и сарказма;
  • Легко расстраивается, если нарушается четкий распорядок дня;
  • Неряшливый или странный стиль одежды;
  • Наблюдаются повторяющиеся действия или неловкие движения;
  • Повышенная сенсорная чувствительность, например звуки и запахи могут восприниматься чрезмерными.

Все эти особенности поведения достаточно сильны, чтобы существенно мешать социальной и другим сферам жизнедеятельности. 

Причины болезни Аспергера

Как и в случае других расстройств аутистического спектра, точная причина появления синдрома Аспергера неизвестна. Важно подчеркнуть, что расстройство является врожденным и не является результатом жизненного опыта, плохого воспитания или медицинских вмешательств (например, вакцинации). 

Вероятнее всего, синдром обусловлен генетическими факторами, которые нарушают активность нейромедиатора серотонина. Визуализация мозга маленьких пациентов показывает его увеличенные размеры по неизвестной пока причине.

Диагностика синдрома Аспергера

Существует ряд психиатрических и психологических тестов, которые помогают изучить это расстройство, которое, как уже упоминалось, не считается отдельным от аутистического спектра синдромом. В настоящее время нет визуализационных тестов, которые диагностируют синдром или спектр расстройств аутизма.

Из-за сложности и пограничности симптомов проводить обследование должен только опытный психотерапевт. Доктор также узнает у родителей об особенностях социальной адаптации и жизни малыша, развитии его речевых навыков.

Диагностические критерии для определения синдрома Аспергера включают наличие качественного ухудшения социальных отношений и ряд факторов:

  • Плохое использование невербальных форм поведения, регулирующих социальные взаимодействия;
  • Неспособность установить соответствующие возрасту отношения со сверстниками;
  • Отсутствие спонтанного интереса к обмену опытом с окружающими;
  • Отсутствие социальной и эмоциональной взаимности;
  • Ограниченные, повторяющиеся и стереотипные модели поведения, включая действия и интересы;
  • Чрезмерное увлечение одной или несколькими темами;
  • Жесткое соблюдение уникальных нефункциональных распорядков и ритуалов;
  • Социальные и эмоциональные неадекватные ответы;
  • Выразительная и совершенная речь;
  • Ограниченное использование жестов;
  • Скупая или неуместная мимика.

диагностика синдрома аспергера у детей

Как лечится синдром Аспергера?

Нет сомнений в том, что многие трудности у детей с синдромом Аспергера создают сильный стресс, поскольку взаимодействие с другими очень затруднено и создает у ребенка большой потенциал страданий, беспокойства, депрессии и гнева. Конечно, степень симптомов и их тяжесть различаются от ребенка к ребенку, поэтому лечение также требует индивидуального подхода в каждом случае.

Синдром Аспергера нельзя вылечить полностью, но комплексные методы терапии значительно улучшают качество жизни, помогают справиться с повторяющимся поведением, а также улучшить социально-коммуникативные способности.

Медикаментозное лечение

Подавление симптомов с помощью медикаментов, как правило, рекомендуют только взрослым. Для детей считаются эффективными различные виды психологического лечения, но в случаях повышенной тревожности или депрессии допустимо назначение нейролептиков и антидепрессантов. При этом, лекарственные препараты сами по себе не способны решить социальную проблему.

Психотерапевтические методы лечения

Психотерапевтическое лечение фокусируется на поведенческих аспектах расстройства и пытается улучшить социальные навыки ребенка, чтобы он мог интегрироваться в среду своих сверстников: установить связи, понимать социальные сигналы, интерпретировать ситуации, адаптироваться к общепринятому поведению, правильно и уместно выражать эмоции и многое другое.

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) – это  когнитивная часть психологического лечения, которая помогает изменить негативные убеждения ребенка, укрепить уверенность в себе и в то же время понять точку зрения другого.

Групповая психотерапия – позволяет ребенку встретить детей, похожих на него и испытать с ними опыт в различных социальных ситуациях через соответствующее руководство.

Одним из важных аспектов также является адаптация учебной программы определенным образом. Можно и даже желательно позволить детям развивать свою сферу интересов, то занятие, в котором они хорошо разбираются и которое доставляет им удовольствие и чувство безопасности. Для них будут комфортными маленькие классы, где легче преодолеть социальные трудности.

лечение синдрома аспергера

Физическая активность

Помимо эмоционального аспекта, важно побуждать ребенка заниматься спортом: ходить и бегать, тренировать равновесие, задействовать в групповых видах спорта. Все это помогает улучшить двигательную функцию и координацию движений, а также снять эмоциональное напряжение. 

В целом, прогноз при болезни Аспергера у детей благоприятный. К зрелому возрасту симптомы уменьшаются и такие люди могут иметь полноценную социальную жизнь, работать и создавать семьи.

Здоровье бесценно – берегите себя!
Моя Аптека – с любовью и заботой. 


Подписывайтесь на нас в социальных сетях:

Чтобы не пропустить интересные статьи о здоровье и медицине подписывайтесь на нас в соцсетях